Что такое слипмат?
Практически всё, что вы хотели узнать о матах и слипматах для винила!
На заре звукозаписывающей индустрии опорные диски граммофонов, проигрывавших шеллаковые диски на 78 оборотов, обычно покрывались бархатной материей приятного зеленого, черного,красного, коричневого или голубого цвета. После появления долгоиграющих пластинок был внедрён резиновый мат. Вначале это был лишь очень тонкий резиновый лист с круговым расположением бороздок, покрывавший опорный диск. Использование резины обяснялось её практичностью.Благодаря резине в канавки практически не попадала пыль, его можно было снять и легко промыть, в то время как вельвет мог накапливать пыль и оставлять её в канавках пластинки. Со временем стали применяться более толстые маты. Аудиофилы и производители аппаратуры отметили разницу в звуке в зависимости от типа резины, а также благодаря хорошему контакту между пластинкой и матом.
TECHNICS, THORENS, NAKAMICHI
В семидесятые годы двадцатого века дизайнеры проигрывателей стали ещё более внимательно прислушиваться к звучанию своих аппаратов, и многие не только стали выпускать более тяжёлые опорные диски, но и специальные маты. В Японии компания Technics использовала относительно тонкий мат на своих проигрывателях с прямым приводом серии SL. В модели SP10Mk2 появился более толстый мат из плотной резины,который внёс свой вклад в ясное и неокрашенное качество звука.
Компания Nakamichi, также из Японии, производила маты из очень твёрдой и тяжёлой резины,содержавшей относительно большой процент металла. Также выпускался тонкий мат из красной меди,имевший особую форму для максимального контакта и поддержки пластинки. Однако, такой мат легко гнулся. Вначале маты на проигрывателях Thorens были не очень хороши. Более позние версии моделей TD160 и TD126 в конце семидесятых годов оснащались матами, позволявшими лучше удерживать пластинку. Кроме того, эти маты изготавливали из более плотной резины, что давало гораздо более динамичное и точное воспроизведение.
SPECTRA, AUDIOREF, DUMPA
Во Франции выпускался мат компании Spectra. Он состоял из трёх слоев различных полимеров,каждый из которых имел свои особые свойства. Поверхность обеспечивала плотное прижимание пластинки, поскольку была как бы "клейкой". Пластинку было непросто снять с проигрывателя. Этот мат обеспечивал удивительные динамические характеристики, особенно в диапазоне верхних частот,что более свойственно фетровому мату, а не на низких частотах, как в более плотных резиновых или акриловых матах. Диаметр мата Spectra был слишком велик - 300 миллиметров вместо 280. Пластинки с выступающей защитой канавок не всегда хорошо поддерживались эти матом. На смену мату Spectra пришел Audioref, который в семидесятые годы во Франции продвигал Jean- Claude Fouriere. Позднее он разработал мат Dumpa. Его делали из более плотной резины, и снимать пластинку с проигрывателя стало легче. Также у этого мата были более нейтральные характеристики,что придавало меньше окраски звуку. Измерения показали, что рокот стал менее заметен, чем у обычных матов.
Не только спектр рокота был на много децибел ниже, но и у частотной характеристики был более ровный вид в диапазоне нижних частот, что является основой для высококачественного воспроизведения различных гармоник. Примечание. Можно сказать, что Jean Claude Fourriere знал, что делает. Он был дизайнером потрясающей акустической системы Audio Reference 800, где в каждом канале был установлен 38-сантиметровый басовый динамик Audax из серии PR38, но в то же время звук был настолько лёгким и динамичным, что воспроизводились мельчайшие детали в записи. Позднее он разработал громкоговорители Tolteque на принципе холодной плазмы, дававшие ещё более прозрачный и чистый звук.
MISSION, ARISTON, LINN, HIRAOKA, ORACLE
В Англии Фарад Азима из Mission Electronics предложил мат из сорботана, который по некоторым данным обладал прекрасными демпфирующими свойствами. В проигрывателе Mission также использовался сорботан (хотя было очевидно, что этого недостаточно для звуковой изоляции от стойки и других опор). Применение сорботана придавало звуку воздушность с чётким верхне-среднечастотным диапазоном, но силу атаки всё ещё можно было улучшить, особенно в диапазоне средних частот. Сорботан позднее использовался компанией Audioquest. Мат Mission вдохновил английскую компанию Ariston создать мат с более аморфной структурой и иными демпфирующими свойствами. Когда Linn приступил к производству проигрывателя Sondek LP12, в течение нескольких лет применялся резиновый мат с профилем в виде полос. Позднее в компании решили, что LP12 будет производить более благоприятное впечатление с фетровым матом. Вначале он был относительно тонким и мягким, а позднее стал более толстым и, можно сказать, жёстким. В Японии также производился очень тяжелый мат Hiraoka, состоящий из резины с высоким содержанием металла. Этот мат обещал улучшенную стереокартину, более чистый звук и повышенное постоянство скорости. Мат Hiraoka негибкий, а, напротив, твёрдый и очень жёсткий, что даёт гораздо лучший фронт звука. Мат другой интересной конструкции украшал проигрыватель Oracle. Мат использовался в сочетании с прижимом, который привинчивался к шпинделю с резьбой. По форме мат был немного выпуклым, и пластинка прижималась к нему зажимом, чтобы обеспечить плотный контакт между поверхностью пластинки и матом. Это позволяет снимать более четкий сингал и улучшает переходные характеристики.
МЕДНЫЙ МАТ MIKRO SEIKI
Компания Micro Seiki предложила мат, выточенный из меди, модель CU-180, который можно было использовать на разных проигрывателях. Мат можно было покрыть дополнительным матом из фетра, что давало примерно такой же звуковой образ, что и в проигрывателе Linn LP12: детализированные высокие частоты, гладкую и стабильную середину, прозрачный бас. CU-180 можно было использовать и без дополнительного мата, и в этом случае медный мат не только придавал дополнительный вес существующему опорному диску, но и вносит ощутимую чёткую динамику безо всякого фазового сдвига. В этом случае следует уделить особое внимание выбору сочетания тонарма и картриджа, а также сингального кабеля. Мат CU-180 выпускался в течение нескольких лет и был оценен многими любителями хай-энда.
АКРИЛОВЫЙ МАТ GOLDMUND И СТЕКЛЯННЫЕ МАТЫ MARANTZ И NAGAOKA
Когда инженеры компании Goldmund разрабатывали свои проигрыватели (модели Studio, Studiette, Reference), ими применялся акриловый опорный диск в сочетании со специально разработанным прижимом, состоявшим из разных материалов. Также был выпущен отдельный мат и прижим для аудиофилов, желавших воспроизвести звучание Goldmund на имевшихся у них проигрывателях.Другие компании и аудиолюбители делали копии матов и прижимов Goldmund. Им не удалось на все сто процентов повторить тот же эффект, потому что материалы, использовавшиеся в продукции Goldmund (особенно в прижиме), невозможно было полностью повторить. Тем не менее, эти копии были не столь уж плохи. Важный момент заключался в том, что для получения чистого звука акриловый мат приклеивался к опорному диску проигрывателя очень тонким двусторонним клейким листом. Недостаток, конечно, заключался в том, что приклеенный мат невозможно было снять при покупке нового проигрывателя. Поэтому многие аудиофилы приклеивают мат только в трех точках очень тонким двусторонним скотчем. Топовый проигрыватель Marantz TT4000 был оснащён стеклянным матом. Nagaoka поставляла отдельный стеклянный мат Crystal. Проигрыватели Rega комплектовались фетровым диском,накладывавшемся поверх стеклянного мата. Это делалось с целью уменьшить "стеклянный призвук",который также различим при использовании дизайнерских стоек со стеклянными полками. С возрождением долгоиграющих пластинок в последнее десятилетие были предложены новые варианты матов: пробковые, фетровые и т.д. Однако, кажется, что многие разработчики пытаются изобрести велосипед, как будто все годы дизайна, исследования, разработки и маркетинга начиная с 1950-х прошли зря. Особенно не следует поддаваться рекламе картона, тонкослойной пены или битумной плёнки. Твёрдость материала, хорошие демпфирующие характеристики (не собирающие энергию, а передающие её, так что она может постепенно затухать) и оптимальный диаметр для поддержки диска целиком (а не только яблока и области защиты канавок записи) - вот что делает мат хорошим. Хотя имеются некоторые сомнения по поводу матов, выфрезированных из кориана, показатели этого материала в роли мата зависят не только от содержания алюминия, которое бывает разное, но также от проигрывателя и кабеля фонокорректора. Кориан несколько лучше раскрывает средние частоты, но только по сравнению с относительно дешёвыми резиновыми матами, подчёркивающими среднечастотный бас и самые верхние частоты. По нашему опыту, кориан способствует выравниванию верхнечастотного диапазона аудиосигнала, а также хорошо подавляет возможные искажения в этом диапазоне. Используя настоящий мат Goldmund, или его аналог, можно быть уверенным в хорошем воспроизведении пластинок на многих проигрывателях, в то же время аналогичные показатели с матом из кориана могут разниться. Свойства кориана не всегда соответствуют ожидаемым из-за различного содержания алюминия (крупные или мелкие вкрапления,больше или меньше вкраплений) По сведениям Грега Стюарта из Миннеаполиса, также существует целая группа матов, не получившая широкой известности, потому что они не продавались отдельно, либо не выпускались в больших количествах. Компания Well-Tempered Labs некоторое время использовала на своём проигрывателе Well-Tempered Table умеренно мягкий мат наподобие Audioquest/Mission и Oracle, но гораздо тоньше. Идея состояла в том, чтобы демпфировать звук, но в то же время увеличить упругость баса и динамику, которые пропадали на более толстых сорботановых матах. Мат Well- Tempered был вполне эффективен, но не прижился и не стал стандартом из-за внедрения акриловых опорных дисков и матов. Поэтому компания Well-Tempered стала использовать опорные диски наподобие акриловых, имевшие лучшее демпфирование. В те времена, когда выпускался мат Dumpa/Spectra, появился ещё один толстый гибкий мат Роберта Фултона. Кроме того, были и варианты из акрила. Фирма Sota выпускала мат из акрила поверх материала наподобие сорботана, чтобы объединить их преимущества. Сейчас выпускается много проигрываетелей с акриловым или подобным ему пластиковым опорным диском, но без мата вообще.Эта комбинация может прекрасно звучать, но только если используется демпфирование, как в опорных дисках Goldmund 80-х годов. Иначе они могут звучать очень живо и давать менее сбалансированный звук. Также выпускался проигрыватель Townshend Elite Rock, опорный диск которого был выполнен из алюминия, наполненного гипсом. Поверх него надевался гибкий, но плотный пластиковый мат, который был вполне эффективен. Однако, гипс имел свойство со временем отделяться от алюминия. Мат Warren Gehl ценили многие профессионалы. Это многослойный,тяжёлый пластиковый композитный мат, прекрасно демпфирующий грампластинку сверху и опорный диск снизу, обеспечивая в то же время жёсткую поверхность для хорошей атаки и баса. Мат стоил чрезвычайно дорого и встречался редко, но по сути давал наиболее детализированное, точное,нейтральное и открытое звучание.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ?
Конечно, существует связь между вашим проигрывателем и матом, а также между природой тонарма и мата. Также существует связь между колонками и проигрывателем. Мелкозернистая структура акрила соответсвенно влияет на звук. Звук становится как бы скруглённым в средих частотах, и в результате может показаться, что средние несколько завалены (по сравнению с большинством обычных резиновых матов) и дают больше пространства, но меньше прямолинейности в зависимости от используемого зажима или груза. В верхнем диапазоне частот звук утончённый. Из-за хорошо контролируемого нижнего регистра и среднечастотного баса фронт звука менее энергичны и не вызывают искажения, как в случае с резиновыми матами. Это также является плюсом.Акриловые маты точны и звучат естественно изи-за правильной фазы (основные и последующие гармоники передаются одновременно), особенно с использованием привинчивающегося зажима.Стекло подчёркивает верхние частоты, но теряет в прозрачности и структуре нижних и нижней части средних регистров. Я бы никогда не посоветовал использовать стекло из-за его аформной природы.Несомненно, используйте твёрдый мат. Но лучше акриловый. Существуют всевозможные виды резины, причём все они звучат по-разному. Резина в общем более резковата, но имеет быструю реакцию и может добавить реализма. Она звучит более "обыденно",менее утончённо. У мата Spectra звук более воздушный, но, кажется, что он сдвигает спектр звука на одну октаву вверх. Сорботановый мат Mission также звучит легче с меньшей твёрдостью и весом в области среднечастотного баса, но он также быстрее акриловых и большинства резиновых матов (что хорошо для фронта звука). Мат Ariston, на мой взгляд, не соответствовал гармонии музыки и звучит немного аморфно. Ну и конечно же нужно учитывать свои собственные ощущения, так как всё очень индивидуально и субъективно.